Продолжаю статью об использовании меча цзянь в нашем клубе Ву Ши Тайцзицюань в Киеве. Начало – в статье "Тренировка тайцзи с мечом. Значение".
Особенности занятий с мечом в тайцзицюань сформировались под воздействием многих факторов. В первую очередь – это характеристики меча цзянь как оружия. Дело в том, что цзянь – относительно лёгкое и тонкое оружие, и не выдерживает прямого столкновения с более массивными видами оружия – как, например, с саблей-дао. Поэтому техники тайцзи с мечом очень точные и аккуратные, тело гибко подстраивается под движения меча. Действия оружия при этом вяжущие, коварные, полны "слушанья" и "следования". За подвижность и ловкость техники использования меча-цзянь сравнивают с филигранными приёмами каллиграфии.
Цзянь затачивался остро как бритва ближе к острию, и оставался не заточенным со стороны рукоятки – это компенсировало хрупкость оружия. Блокирующие движения производились менее заточенной частью клинка, молниеносные неожиданные атаки наносились остриём. Это также определяло технику для форм с мечом-цзянь.
В тайцзицюань используется принцип "Оружие – это продолжение руки". С одной стороны, это говорит о том, насколько тонко мастера используют оружие – так, что меч кажется живой частью их тела. Чтобы этого достичь, требуются годы упорных тренировок – о чём говорят многие китайские пословицы, например: "Сто дней без оружия, тысячу дней с копьём, и десять тысяч дней с мечом".
С другой стороны, принцип "Оружие – это продолжение руки" значит: прежде чем тренировать меч-цзянь, человек должен уже обладать навыками тайцзицюань, которые нарабатываются без оружия.
В нашей тренировочной практике мы усердно постигаем тайцзи цзянь стиля Ву. На каждом занятии разбираем принципы использования меча в тайцзицюань и посвящаем много времени практическим наработкам.
Чтобы начать изучение формы с мечом, ученик нашей школы должен хорошо знать форму без оружия.
В клубе Ву ши тайцзицюань в Киеве мы используем тренировочные мечи с упругим клинком, которые приобретаем в местной федерации Ушу. Бывает, что привозим такие мечи из Китая. Иногда используем складные мечи – что удобно людям с насыщенным графиком. Складные мечи также удобно брать с собой в поездку.
Стих Юань Чжэня "Рассказ о мече" заканчивается такими строками:
"Святыню эту следует беречь,
Не пользуйтесь же ею как попало:
Бой с нечистью тот меч бесценный ждет.
Негоже, чтоб наложниц им пугали.
Не троньте змея из пучины вод,
О псов приблудных не тупите стали"
Так поэт сказал о мече, но также и о действиях благородного человека. Мне кажется, эти строки подойдут и для тайцзи как такового: заставляют задуматься о том, для чего вообще мы занимаемся тайцзицюань.