Древнее китайское искусство тайцзицюань давно стало всемирным явлением. Покоряя души людей из разных стран, оно быстро завоёвывает себе поклонников. Но тем, кто занимается тайцзицюань, нельзя игнорировать идеи, из которых, как дерево на плодородной почве, произросло это искусство.
Тайцзицюань пришло к нам издавна – никто не знает точно, из какой эпохи. По традиции считается, что древний даосский мастер Чжан Саньфэн создал то, что сейчас развилось в тайцзицюань. Легенды утверждают, что Чжан Саньфэн родился во времена правления династии Сун (960-1279) и прожил несколько столетий до правления династии Мин (1368-1644). Сейчас трудно поверить в реальность такой долгой жизни, но как бы там ни было, мы знаем, что история тайцзицюань измеряется столетиями.
И как я уже писал в начале статьи, тайцзицюань зародился не на пустом месте. Он вобрал в себя многие методы внутреннего совершенствования и боевых искусств, гармонично их соединив.
Древнее учение о Тайцзи
Но очень важно то, что тайцзицюань произрос из более древнего учения – можно сказать, является одной из его реализаций – учения о Тайцзи. Именно учение Тайцзи является темой этой статьи.
Упоминание об идее тайцзи присутствует в древнейших письменных памятниках китайской культуры. В "Книге Перемен" (Ицзин) в "Крыльях" (Си цы чжуань) сказано:
"За переменами стоит Тайцзи, породившее два первопринципа, последние породили четыре образа, четыре же образа породили восемь триграмм".
В авторитетнейшем даосском трактате "Чжуан Цзы" есть цитата, связывающая Тайцзи с Дао:
"Дао пребывает по ту сторону Тайцзи, хотя и не выше его, находится за пределами шести краёв вселенной, хотя и не превосходит их глубиной".
Древние комментаторы этих фундаментальных трудов китайской мысли часто трактуют Тайцзи как синоним других даосских терминов: "Тай чу" ("Великого начала"), "Тай и" ("Великого единого") и "Дао".
Глубинные корни тайцзицюань
Мы можем отследить историю зарождения учения Тайцзи от идей знаменитого даосского подвижника Чэнь Туаня (прожил более 100 лет с 871 до 989).
Знания Чэнь Туаня выходили далеко за пределы даосского учения, он активно интересовался конфуцианством и буддизмом. Одной из основных его идей было соединить три школы (даосизм, конфуцианство и буддизм) в одну систему.
Интересно, что в старинном тексте о тайцзицюань "Наследие Джан Саньфэна" есть строки, которые являются отголоском этой идеи:
"Три учения не являются разными школами.
В них во всех говорится о Великом Пределе"
Чэнь Туань считается величайшим мастером и теоретиком внутренней алхимии (нэй дань) – древнего прародителя цигун. Он детально проработал систему взаимодействия и последовательного совершенствования трёх драгоценностей нэй дань: семя (цзин), энергия (ци) и дух (шэнь).
Активно использовал систему триграмм как математический язык для описания процессов внутренней алхимии, китайской медицины и физиологии.
Именно Чэнь Туань традиционно считается основателем учения Тайцзи, так как он сформировал и систематизировал некоторые основные положения об Уцзи (безпредельном) и Тайцзи (великом пределе). Также он является создателем знаменитой диаграммы Тайцзи. Схема описывает принципы циркуляции роста и упадка, а также взаимного перетекания двух сил – инь и ян.
Чэнь Туань давал следующее определение Тайцзи:
"Два Начала – это Тайцзи, Тайцзи – это Уцзи (Беспредельное). Два начала еще не разделились, светлое и темное еще не обособились, вверху еще не светятся солнце и луна, внизу еще не обрели форму горы и потоки, в Едином ци перемешаны все энергии – вот почему это зовется Тайцзи (Великим Пределом). Это и есть образ, существующий прежде рождения".
Согласно традиции, Чжан Саньфэн считается учеником Чэнь Туаня.