Быстрый тайцзицюань в 1925 году
Это редкое видео было снято в Пекине почти сто лет назад – в 1925 году. Мы видим тренировки тайцзицюань небольшой группы: учитель и пара учеников.
Разновидность тайцзицюань, которую они используют, сегодня можно было бы назвать «быстрая» или «малоамплитудная» форма стиля У. Хотя тогда этот стиль был известен как «Малый каркас семьи Ян»:
Данное видео содержит огромное количество интересных деталей, и я хочу поделиться с вами мыслями по этому поводу.
Прежде всего, мы видим, что это так называемый «быстрый» тайцзи: движения достаточно скоростные, без «зависаний». Действия сжатые, ярко выражены моменты применения усилия.
Обратите внимание: при выпадах позвоночник наклонён вперёд – как это можно увидеть сейчас в стиле У, а также присутствует в некоторых старых направлениях стиля Ян →
Форма, которая в одних современных вариациях стиля У называется «Поднять руки», а в других – «Схватить воробья за хвост», делается очень сжато, без выпада с переносом веса →
Подобные движения мы можем увидеть, например, на фото У Тунаня →
← А вот как выполняет эту форму У Цзяньцюань.
Обратите внимание, что в формах «Почистить колено» и «Обмануть обезьяну» кисть нижней руки расслабленно указывает пальцами вниз →
Сейчас наблюдается тенденция «задирать» пальцы, чтобы они смотрели вперёд. Посмотрите, как это выглядит у У Тунаня → ← и У Цзяньцюаня.
Другие же мастера в этих формах по-прежнему держат пальцы вниз. На фото: Ван Пэйшен → ←и Чэн Тинхун
← Интересно использование формы «Одиночный кнут» без руки-крюка: обе ладони открыты. Эту разновидность формы иногда называют «Двойной кнут».
Такую форму сейчас можно увидеть в тайцзицюань стиля Хао →
← Так же форма «Челнок» делается с приставным шагом – в результате задняя нога приставляется к передней.
Подобную вариацию можно увидеть в том же стиле Хао →
Большим сюрпризом для меня оказалась форма «Золотой петух на одной ноге». Дело в том, что во всех современных вариациях этой формы верхняя рука – с открытой ладонью. Вот, например, эта форма в исполнении Ма Юэляна и его супруги У Инхуа →
На видео же в «Золотом петухе» верхняя ладонь принимает позицию крюка →
После чего крюк разворачивается в ладонь и бьёт вперёд в позиции «Обмануть обезьяну». Интересно, что подобное действие очень напоминает манеру мастера Ван Пэйшена. Перед выполнением формы «Обмануть обезьяну» его рука также сжимается в крюк →