К. С. Танг "Всесторонняя книга Ицюань"
Публикую мой беглый перевод отрывков книги «Всесторонняя книга Ицюань» К. С. Танга – известного историка и практика боевых искусств (в том числе Ицюань) из Гонконга.
Эти отрывки – воспоминания автора о своём обучении боевым искусствам у разных учителей.
Для меня книга интересна реалистичными описаниями событий из жизни мастеров того времени. Интересно, как они тренировались, как относились к боевым искусствам.
В скобках – мои комментарии. Транскрипция имён мастеров оставлена близкой к авторскому тексту (кантонскому наречию) умышленно:
«Мой отец оставил мне несколько секретных написанных от руки манускриптов. Это были: "72 метода офтальмологии" (цигун для глаз), манускрипты по Дим Мак (воздействие на жизненно важные точки), старые книги по боевому искусству стиля У тайцзицюань, и "Применение стиля Ян тайцзицюань". Это подвигло меня на коллекционирование книг по боевым искусствам, когда я вырос.
В то же время были популярны некоторые новеллы на тему боевых искусств авторства Чжин Юна и Льюиса Ча. Одна из них была очень интересна: о том как Чун Му Чжи обучался у Чжан Саньфэна, основателя Тайцзицюань. Он спрятался и (тайно) смотрел, как мастер Чжан практиковал меч тайцзи, и когда его попросили продемонстрировать то что запомнил – оказалось, что он всё забыл. Спустя какое-то время Чун сказал, что в итоге понял причину этого: он не стремился запомнить формы, а сосредоточился на понимании смысла и принципов.
Другая новелла – где Лин У Чун показывает все важные техники из изображений Док Ку Кау Бай (я не знаю, что это ;) ). Но его предыдущий учитель может просто практиковать Ци и обладает способностью использовать Ци в любой технике или атаке без форм. И это стало разделением на Ци и Цзин ветви (боевых искусств): на тех, кто делает акцент на Ци, – против тех, кто акцентируется на техниках»
«Ли Чженг По – мастер Чой Ли Фут – арендовал комнату в нашем доме. Он был очень добр к нам. Он показывал мне свои пальцы – все они были одной длины. В юности он практиковал удары (пальцами) в песок – и все пальцы стали одной длины. Когда он пронзал (пальцами) своего врага, его ладонь выглядела как лопата. Он изучал Дим Мак у своего учителя Тан Сана. За всю свою жизнь он использовал эту технику только два раза – так как понимал, что это было слишком разрушительно для человеческого тела»
«Ещё один заезжий учитель был Хан Си Хуанг. Он приезжал несколько раз в Гонконг учить нас. Он был очень осведомлен в теории и техниках. Мы тренировались очень жестко у него. Мы много страдали от выстаивания в позиции «двойного шара» минимум по 45 минут. Это единственная позиция, которой он нас обучал, и практикуемая нами тогда. Он говорил, что если мы не пройдём этот тест – будет бессмысленно продолжать практику, так как наша сила не проявится, и наш скелет не сможет стать прочным и сильным»
«После этого приехал Ли Чжанг Ю. Мастер Ли был мусульманином. Он практиковал ицюань с основателем Ицюань (Ван Сянчжаем) 40 лет. Его система была простой и фундаментальной. Он требовал от учеников делать реальную и тяжелую работу вместо разговоров о пустых теориях. Он обучал класс в Гонконге, который я посещал. Однажды вечером, когда он корректировал мою простую начальную позицию «поддержки» и притронулся к моим кистям и локтям, я почувствовал горячее Ци, текущее от локтей к кистям. Это шокировало меня. Тогда я понял, что мой Ицюань достиг следующего уровня, и всё стало понятным для меня. Я понял, что встретил экстраординарного мастера Ицюань. Ли также был даосским мастером Джок Яу Фор (не представляю, что это ;) ) и верил в судьбу. Поэтому он принял меня в ученики, и я прошел церемонию (Бай Ши) с одним из моих Ицюань-братьев – Танг Син Пингом, травником.
Я много путешествовал в Пекин и Тяньцзин улучшать мой Ицюань и Багуачжан. Я слушал, пробовал и практиковал с этим выдающимся мастером»
«Система Лян Цзи Пэна была простой и могла легко вырабатывать силу. Она объясняет, как вырабатывать и использовать силу сгенерированную в статичных позициях. После этого мы немедленно прогрессировали в туйшоу и боксе с тенью»
«Во время визитов и обучения у мастеров из Пекина я мог видеть, что у братьев Яо – агрессивный атакующий стиль с акцентом на удары.
Мадам Ван Ю Фан (дочь Ван Сянчжая) была известна за завершенную и хорошо структурированную систему, включая самомассаж в конце (тренировки) и её вязкую и мощную пробу силы (ши ли). Её сильное туйшоу легко контролировало противника.
Ю Ёонг Нян помог (мне) понять, что сила приходит из двух ног. Когда вы генерируете усилие из ног – вы уже достигли половины успеха»
«Ассоциация Ицюань Гонконга была сформирована 17 июля 1987. Ян Фок – её президент, и тот кто (активно) продвигает Ицюань (в Гонконге). Ассоциация приглашает мастеров Ицюань из Китая каждый год, чтобы те выступали с речью и оганизовывает семинары. Ассоциация также опубликовала собрание статей Ван Сянчжая, названную "Собрание Ицюань"»