Использование внутреннего и внешнего усилий в поединке
Перевод статьи Чжан Юна – ученика Ван Пейшэна – об использовании внешнего (вай) и внутреннего (нэй) усилия (цзинь): их различия, качества, преимущества и недостатки.
В последние 400 лет боевые искусства развивались поэтапно.
Пройдя через эти этапы, люди сделали гигантский шаг вперёд по направлению к эффективности. Это стало возможным благодаря второй значительной стадии развития теории силы в боевых искусствах. К этому этапу у людей было уже достаточно знаний об уcилии-цзинь, чтобы различать два основных типа цзинь: вай цзинь — внешнее усилие, и нэй цзинь — внутреннее усилие. Новые знания, полученные на этом этапе исследований внутреннего усилия, породили внутренние боевые искусства. Их разновидностями являются: синъицюань, тайцзицюань и багуачжан.
Внутреннее боевое искусство — это не значит, что используется только внутреннее усилие нэй цзинь. Ни одно боевое искусство не может быть полным без использования вай цзинь. Таким образом, "внутреннее боевое искусство" просто означает, что во время тренировок или в поединке акцент делается на нэй цзинь, а вай цзинь играет вспомогательную роль. И наоборот: "внешнее боевое искусство" — обозначает использование в основном вай-цзинь и очень немного нэй-цзинь.
Так что же такое вай цзинь и нэй цзинь, и почему внутреннее боевое искусство способствует использованию нэй цзинь? Чтобы ответить на это, давайте сначала посмотрим, что они из себя представляют, а затем – как они связаны с центральной философией внутреннего боевого искусства. Поскольку тайцзи-цюань является наиболее систематичным и подробным в проведении этих различий, мы будем использовать его для иллюстрации этих идей.
Определения:
Вай — означает "вовне", или "снаружи".
"Быть снаружи" – значит быть видимым. Таким образом, вай цзинь означает тип усилия, при использовании которого наблюдатель может, просто увидев его, понять каждый аспект этой силы: как эта сила накапливается и высвобождается, ее скорость, угол, направление и т.д. Мы используем вай цзинь, например, когда делаем быстрый и жесткий удар.
По определению, вай цзинь – это ян. Ян в Тайцзи – это не чистый ян, в нем есть немного инь. Это называется ган чжун жоу — "твёрдый с мягким". Преимущества вай цзинь в том, что оно быстрое, жесткое, внезапное и мощное. Когда высвобождается – чувство подобно взрыву или извержению: неудержимое, способное разрушить все на своем пути. Это усилие может быть использовано с целью серьезно ранить или убить противника.
Недостатки вай цзинь: в целом движения большие – и учитывая их внешнюю природу, их относительно легко заметить и защититься от них. Продолжительность этой силы, как правило, коротка. А после освобождения вы не можете легко изменить траекторию или любые другие характеристики этой силы. Наконец, накопление и высвобождение энергии здесь являются совершенно отдельными процессами.
Ключевые моменты использования вай цзинь: скорость, мощность и точность. Практика вай цзинь – это реализация нашего потенциала. Некоторые мастера боевых искусств могут высвободить невероятную силу. Она измеряется количественно, мы стремимся выработать ее во время тренировок так много, как это возможно.
Основные типы вай цзинь тайцзицюань: дуань цзинь — разрушающая сила, чуан цзинь — тяжелая сила, цунь цзинь — сила в один цунь, лен цзинь — холодная сила, доу цзинь — сила встряхивания, чун цзинь — заряжающая сила и т.д.
Нэй — означает "внутри".
"Быть внутри" – это то, что нельзя увидеть, можно только почувствовать. Примером нэй цзинь является нянь цзинь в тайцзицюань. Когда мы можем полностью следовать за своим противником, не борясь с ним или не потеряв связь с ним, в точке соприкосновения почти не происходит никаких физических движений, но внутри нас действуют силы. Внешнее движение настолько минимально и тонко, что ускользает от глаз.
По определению, нэй цзинь – это инь. Инь в тайцзи – это не чистый инь, в нем есть немного ян. Это называется жоу джун ган – "мягкость, содержащая жесткость". Преимущества нэй цзинь в том, что оно небольшое, длинное, изменчивое и объединяет в себе процессы накопления и выпуска. "Небольшое" – означает, что необходимые движения, как правило, очень малы, иногда даже не видны снаружи. "Длинное" – означает, что когда сила высвобождена, эффект может продолжаться в течение относительно длительного времени. "Изменчивое" – означает, что его количество и направление могут быть изменены во время его выпуска. Процессы накопления и освобождения объединены, без четкого разделения и точек разрыва между ними. Сочетание всех этих свойств позволяют нам скрывать наши истинные намерения. Очень сложно точно определить нэй цзинь: его количество, направление, угол, цель и т.д. И от него намного труднее защититься.
Основной недостаток нэй цзинь: хотя вы можете использовать его, чтобы легко двигать людей, само по себе оно недостаточно сильно, чтобы быть по-настоящему разрушительным.
Ключевые моменты использования нэй цзинь: изменчивость, тонкость и скрытность. Практика нэй цзинь – это развитие более тонких и неуловимых навыков. Нэй цзинь ближе к относительному, чем к абсолютному. Качественно её использовать – значит контролировать и управлять нашей силой. Большинство навыков высокого уровня в тайцзи-цюань происходят из этого вида обучения.
В тайцзицюань используются следующие виды нэй цзинь: чан цзинь – длинная сила, чэнь цзинь – погружающая сила, чжан цзинь – удерживающая сила, нянь цзинь — прилипающая сила, линь цзинь – сила соединения, суй цзинь – сила следования и т. д.
Подход тайцзицюань к сражению с использованием нэй цзинь и вай цзинь:
Как мы видим, характеристики нэй цзинь и вай цзинь дополняют друг друга в бою, поэтому нельзя игнорировать ни одну из них в наших тренировках. Поскольку у каждого типа цзинь есть свой уникальный набор особенностей, преимуществ и недостатков, во время тренировок мы должны стремиться понять оба типа в деталях – чтобы во время боя мы могли использовать каждый из них, когда это уместно – в соответствии с принципами тайцзицюань.
Так каков принцип Тайцзи-цюань, и чем он отличается от внешнего боевого искусства?
То, как мы действуем в бою, наша тактика – всегда зависит от того, каким оружием мы располагаем. До внутренних боевых искусств – до того, как мы узнали много о внутреннем усилии – нашим главным оружием было внешнее усилие. Как мы уже говорили выше, основные атрибуты вай цзинь, как правило, количественные – и это повлияло на то, как люди сражались.
Другими важными факторами, которые влияли на тактику, являются человеческая природа и уровень понимания. Навыки в боевом искусстве, будь то для атаки или защиты, всегда разрабатываются с учетом возможного ответа противника. Что мы делаем инстинктивно, когда приходит сила — бей или беги. В этом сценарии мы в основном пытаемся предотвратить попадание силы на наше тело, оказывая этой силе непосредственное сопротивление равной или большей силой.
Учитывая всё это, можно прийти к логическому заключению: если я просто стану сильнее, людям будет труднее защищаться от моих атак. Эта линия мышления следует нашим естественным инстинктам. Это то, что привело к развитию вай цзинь, подняв его на очень высокий уровень. Сражаясь таким образом, крупный и сильный человек, как правило, побеждает довольно легко. Хотя внешние навыки могут различаться, все они основаны на этом принципе.
К концу династии Мин и ранней династии Цин люди стали уходить от этого чисто количественного подхода. Они начали исследовать другие характеристики силы – такие как: время, угол и направление.
Это более сложный, более комплексный подход, который также учитывает качественные аспекты силы. Люди по-прежнему стремились получить победу, но акцент исследований сместился с действенности на эффективность. Как можно выиграть с меньшими усилиями?
Традиционная даосская философия говорит, что мягкое может преодолеть жесткое. Применительно к боевому искусству это означает, что мы не пытаемся сопротивляться непосредственно против приходящей силы с равной или большей силой – и вместо того, чтобы вся сила исходила от нас, мы пытаемся заимствовать силу у нашего противника с целью использовать ее против него же, и т.д.
В тайцзицюань мы всегда хотим достичь максимальных результатов с минимальными усилиями. С точки зрения тактики это означает, что мы не просто используем вай цзинь, чтобы атаковать противника напрямую. Мы делаем это только после того, как разрушили его равновесие и взяли его под контроль. Это очень сложный процесс, включающий множество изменений. Для этой стадии борьбы нэй цзинь – лучший выбор. Как только мы получим контроль, нам нужен заключительный удар. А для этого вай цзинь является лучшим выбором.
Посмотрите видео тренировок по саньшоу (сансао) в нашем Клубе У Тайцзицюань в Киеве, где мы учимся применять теоретические аспекты на практике. Здесь мы видим лёгкие сансао спарринги – что очень полезно для понимания дистанции и использования усилия цзинь в динамике, а также развивает внимание и реакцию:
Авторское право на перевод принадлежит Клубу У тайцзицюань в Киеве.