Ицюань и боевые системы древней Индии
Известный факт: основатель ицюань Ван Сянчжай вдохновлялся идеями раннего буддизма, а также буддийскими и индийскими методами тренировки, и даже посещал с этой целью раскопки пещер древнего города Дуньхуан — центр раннего буддизма в средневековом Китае.
В связи с этим мне показался интересным отрывок из книги Яна Диперслута "Воины Спокойствия; Дао Ицюаня". В нём кратко изложена история развития боевых искусств в древней Индии и их использования для здоровья и саморазвития. Ян Диперслут описывает это в контексте ицюань:
В мирное время практика ваджрамукти (древнего боевого искусства Индии) использовалась в виде последовательностей атак и защит называемых на санскрите "ната".
В древнем индуизме занятия ната как метод объединения мысли и тела были признаны в качестве духовных упражнений. Верховное божество Натараджа олицетворяло пробуждение мудрости через физическое и ментальное сосредоточение.
Это божество часто изображалось демонстрирующим фундаментальную для ваджрамукти пару мудр. Это были: мудра бесстрашия и мудра получения клятвы, позже адаптированные буддизмом для своих целей.
Мудра бесстрашия часто делалась правой рукой, но иногда – двумя руками. Ладонь держалась с поднятыми вверх пальцами развёрнутая вперёд. Мудра олицетворяла ментальное состояние, в котором испытываемый страх больше не существует, поэтому была главным выбором для воплощения принципов воинственности или боевых искусств.
Часто эта мудра изображала круговое движение впереди тела – символизируя, что все атаки без вреда будут отведены прочь. Следовательно, эта мудра представляет форму самозащиты.
Мудра клятвы делалась левой ладонью и олицетворяла обещание Будды и клятву Бодхисатвы как просветлённого существа, которое клянется пребывать в реинкарнации до тех пор, пока все существа не освободятся.
Спустя какое-то время длинные и более сложные аутентичные ната были уплотнены в более короткие последовательности, называемые "пратима" — что означает "фигура" или "форма". Движения ранних пратима содержали простые упражнения для здоровья и самозащиты, разработанные для тренировки мысли, тела и дыхания ученика — и умения направить их в формы совместного взаимодействия. Как способ духовного самосовершенствования — центральной, внутренней целью пратимы была возможность осознать и распознать практиком его "стхану". Под стханой понималось абсолютное осознание практиком "положений" или согласованных позиций в зависимости от его самоосознанности.
Процесс, через который практик ната полностью осознавал свои позиции (состояния), лежал в основе тренировки самоосознавания, называемой "самастхана". Этот термин, который буквально означает "конфигурирование" или "различение формы", часто применялся в традиции ваджрамукти.
Это выражалось в серии практик чтобы смешать, перемешать и растворить все варианты поз и форм (стхана) адепта – физических и ментальных – в великое единство осознания в совокупности опыта.
Оставьте комментарий!