Мастер У Цзяньцюань – классик или новатор?
На протяжении всего 20-го века в Китае и за его пределами создавалось много стилей и направлений тайцзицюань (создаются даже сейчас). Большинство из них не дожило до наших дней. Некоторые стили ещё как-то существуют, являясь сегодня уделом лишь жадных до экзотики коллекционеров. Как же случилось, что стиль, основанный У Цзяньцюанем, занял такое важное место? Ведь на сегодняшний день это третий по распространённости в мире стиль тайцзи.
Характерные отличия стиля У Цзяньцюаня
Стиль У Цзяньцюаня имеет характерные черты, которые либо не выражены столь ярко, либо вовсе не встречаются в других распространённых направлениях тайцзицюань.
Например, особая работа позвоночником – когда спина отклоняется далеко от центральной линии. Также можно отметить узкие шаги и сжатые движения, применяемые в этом направлении.
Распространён миф о стиле У, что Ян Лучань адаптировал изначальное тайцзицюань специально под нужды аристократии, которые якобы без узких церемониальных одежд даже тренироваться не могли. Эта басня не выдерживает никакой критики. Во-первых, маньчжурские аристократы в феодальном Китае имели сильные боевые традиции и соответствующее воспитание (вы задумывались когда-нибудь, почему именно маньчжуры правили Китаем?). Одежды они тоже меняли в зависимости от задач: на охоту, например, они облачались в одежды всадников, то же касалось и специальных военных занятий.
Во-вторых, Цюанью, а затем и его сын У Цзяньцюань, были воинами, охраняли императорский дворец. Так что одежды у них были не ритуальными, а самыми что ни на есть приспособленными для боевых условий.
Интересно и то, что движения северной (Пекинской) ветви У Ши тайцзицюань не такие уж и сжатые, а почти такие же широкие как и формы стиля Ян. И только на юге – в направлениях дошедших к нам от прямых учеников У Цзяньцюаня – малоамплитудность и действия позвоночником приобрели столь отличительные черты.
Жизненный путь мастера У Цзяньцюаня
Думаю, подробное изучение биографии Мастера сможет разъяснить, почему У тайцзицюань такой какой он есть.
Начнём с того, что У Цзяньцюань изучал тайцзи у своего отца Цюанью. Цюанью начинал тренироваться у знаменитого Ян Лучаня, а затем продолжил своё обучения у его сына Ян Баньхоу. Сам Ян Баньхоу, кроме направления своего отца, активно перенимал мастерство у У Юйсяна. Судя из того, что сейчас сохранилось в направлении Ян Баньхоу, можно сказать, что его тайцзи был богат разнообразными техниками и методами, и несколько отличался от того мейнстримного стиля Ян, который мы можем наблюдать сегодня. Думаю, что многие из этих техник перешли в стиль У Цзянцюаня.
Вот что пишет об этом У Вэньхань в "Общем рассказе о происхождении стилей тайцзицюань":
Формы кулачного искусства в варианте Баньхоу отличались от форм его отца Лучаня, позднее Цюанью обучил обоим вариантам – Лучаня и Баньхоу – своего сына Цзяньцюаня.
Интересно то, что У Цзяньцюань с самого детства был "вхож" в семью Ян. Поддерживая тёплые отношения с Янами, он получал многие тонкости их семейного искусства.
У Цзяньцюань служил в батальоне императорской охраны до отречения Императора Пуи от престола в 1911 г. После революции он преподавал боевые искусства президентской охране. В 1916-м он был приглашен преподавать тайцзицюань в Пекинский Спортивно-Исследовательский Институт.
В 1925 году в Шанхае Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, создал общество Мягкого кулака (Жоу цюань шэ) и пригласил Ян Чэнфу, Ян Шаохоу, Сюй Юйшэна и У Цзяньцюаня приехать провести семинары с показательными выступлениями. С 1928 года У Цзяньцюань переехал в Шанхай с семьей и стал преподавать в Ассоциации Цзинъу.
Малая ветвь (сяо цзя)
Интересно то, что У Цзяньцюань был приглашен в Шанхай как преподаватель так называемой "малой ветви" (сяо цзя) тайцзицюань стиля Ян. Что же это за малая ветвь такая?
Вот что пишет известный эксперт тайцзицюань Милянюк в "Вопросах истории тайцзицюань":
У Цзяньцюань был одним из немногих, с кем Ян Шаохоу поддерживал теплые дружеские отношения.
Именно Ян Шаохоу был известным на то время носителем "малой ветви". Думаю, что эти "дружеские отношения" во многом и повлияли на то, каким стал стиль У Цзяньцюаня. Давайте посмотрим, что пишут о технике Ян Шаохоу его современники.
Гу Люсинь о Ян Шаохоу:
Его стиль изначально был близок к стилю его брата, но позже он его постепенно трансформировал в Сяоцзя, с проворной работой ног и хорошо связанными маленькими движениями, чередуя быстрые и медленные действия.
Чэн Енлин о Ян Шаохоу:
Формы мелкие и сильные. Движения быстрые и погруженные.
Сяоцзя требует, чтобы каждая поза была компактной. Движения проворные и быстрые. Это особенность техники Ян Шаохоу.
Дун Иньцзе:
Наблюдал, как сын Фэнхоу Чаолин тренировался. Его лично тренировал Ян Баньхоу. Его выполнение компактно, тренировался ни быстро ни медленно.
Чэнь Лунсян и Ли Миньди:
Движения быстрые и погруженные, структура маленькая и сильная. Всё направлено на поиски сжатости.
По поводу "он его постепенно трансформировал в Сяоцзя" есть много упоминаний о том, что это был старинный метод "для продвинутых". Например, У Тунань вспоминал, как Ян Шаохоу говорил ему, что эта форма исполнения была передана ему дедом – Ян Лучанем.
Еще одним интересным фактом является то, что многие ученики У Цзяньцюаня – его сыновья У Гунъи и У Гунцзяо, а также У Тунань по рекомендации У Цзяньцюаня – тоже тренировались у Ян Шаохоу.
Таким образом, напрашивается вывод, что стиль У Цзяньцюаня подвергся сильному влиянию мастерства Ян Шаохоу и является вариацией древней традиции "малой ветви" (сяо цзя).
Милянюк в биографии У Тунаня приходит к таким заключениям:
Цзяньцюань, до Синьхайской революции 1911 года также служивший в дворцовой охране, а потом принявший китайский фамильный знак У, создал на базе малоамплитудной боевой формы (сяоцзя) семьи Ян стиль У тайцзицюань.
Также в "Вопросах истории тайцзицюань" он пишет о сяо цзя:
Ею в совершенстве владел Ян Шаохоу, и на ее основе впоследствии создал свой стиль У Цзяньцюань. Еще при жизни обоих мастеров их снимала на кинопленку Шанхайская фирма "Сияющая звезда" (Мин син). Выполняемые ими формы были практически одинаковы.
Новаторство
Но неправильно было бы утверждать, что У Цзяньцюань – лишь преемник традиции Янов: при возможности, он использовал лучшие методы других направлений боевых искусств для формирования своего стиля.
Об этом говорит история про легендарного мастера Сун Шумина – носителя древнейшей семейной традиции тайцзицюань Сун, который был телохранителем Юань Шикая. Вот как она изложена у Милянюка:
А мастерство тайцзи Сун Шумина оказалось просто волшебным, все, кроме Ян Шаохоу, попросились к нему в ученики. Только Ян Шаохоу и Сун Шумин не смогли тогда "достать" друг друга в поединке. Остальных, включая У Цзяньцюаня, Сун Шумин принял в ученики с единственным условием: не передавать это искусство вовне. Они, к сожалению, выполнили это условие, а древнее даосское искусство "37-ми форм тайцзи" на Сун Шумине и прервалось. Лишь в стиль тайцзицюань У Цзяньцюаня были включены некоторые его элементы, определившие особую, отличную от других специфику боевой техники.
Кроме того, доказательством новаторства может служить история происхождения формы с саблей в стиле У Цзяньцюаня. Его ученик У Тунань изучил искусство сабли из другого стиля, и при участии и одобрении Мастера создал форму с саблей. Вот что пишет об этом Ли Лянь:
Он (У Тунань) поклонился как учителю господину Чжан Цэ и много лет изучал у него технику обращения с саблей из тунбэйцюань, соединив которую с методами наработки тайцзи впоследствии составил "Саблю сюань-сюань наработки тайцзи кулака внутренней семьи"