Качество тайцзицюань
Хотя форма в тайцзицюань не является самоцелью, тем не менее: если обратить внимание на то, как делают форму величайшие мастера тайцзицюань, можно увидеть мельчайшую отточенность позиций и движений.
Такое качество выполнения форм говорит не только о внешне правильных действиях, но прежде всего – о правильном внутреннем состоянии во время движений. Осознанность точных движений здесь очень высока, так как мысль контролирует и выстраивает позицию, прослеживая мельчайшие её детали.
Важность правильного выполнения формы тайцзицюань
В основополагающем для тайцзи трактате "Ван Цзюнъюэ" есть такая фраза:
"Досконально усвоив правильные движения (чжао шоу), можно постепенно идти к пониманию силы цзинъ, а от понимания силы цзинь можно перейти к духовной просветленности (шэнь мин)"
Этот отрывок чётко говорит о том, что внутренние достижения тайцзицюань проявляются через внешнюю работу.
Здесь чжао шоу – означает доскональное владение техникой тайцзицюань, в основе которой лежит понимание принципов движения всех частей тела в динамическом взаимодействии. Такое владение техникой в полной мере отражается на внешнем виде формы, и нарабатывается при помощи различных методов: выстраивания (цзибэнь гун), отработки формы, наполнения при помощи понимания смысла формы и передачи усилия. Для этого существуют общие и специальные методики, такие как изучение применения форм (бин фа), толкающие руки (туйшоу), выброс усилия (фали) и т.д.
Формы мастеров тайцзицюань стиля У
Формы, выполняемые аматором, внешне отличаются от выполнения специалистом тайцзицюань, так как неразвитость осознанности при выполнении не позволяет различным частям тела двигаться скоординировано. Аматор не контролирует движение этих частей в полной мере. Формами мастеров можно бесконечно любоваться как произведениями искусства, в то время как формы дилетантов таких чувств не вызывают.
Я хочу, в качестве примера, привести несколько фотографий знаменитых мастеров тайцзицюань стиля У Цзянцюаня, на которых видно блестящее качество форм. К каждому фото я сделал поясняющие комментарии.
На этой фотографии мастер У Цзяньцюань в позиции "Почистить колено". Видно, как все части тела выстроены для толчка вперёд, нет ни одной части тела, которая бы "болталась" без дела.
На этой фотографии У Цзяньцюань также демонстрирует удивительную цельность в своих действиях. В этот раз все части тела "отступают" назад, защищаясь и готовясь к контратаке.
Мастер Ма Юэлян в форме "Косой полёт", и опять видна та же направленность усилия всего тела на выполнение "као" левым плечом. На этой фотографии можно медитировать – насколько красиво, целостно и точно выстроена форма.
А это знаменитый У Тунань в форме "Одиночный кнут". Эта форма – отличная иллюстрация основ тайцзицюань: подвешенность, прямой позвоночник, четко выстроенная позиция "мабу". Обратите внимание на то, как позиция проявляет принцип "натянутой спины", вся спина мастера "выгнута" подобно холму – нет ни одного "провала", но при этом не сутулая.
Здесь У Тунань стоит на одной ноге. Обратите внимание: "подвешенность" ярко выражена, тело не заваливается назад. Нога высоко, но устойчивость сохраняется.
А это У Гунъи – сын и ученик У Цзяньцюаня, на фото – форма "смести ногой лотос". Та же подвешенность, тело прямое. Несмотря на некую "скрученность" этой формы, видно, что позвоночник не перекручивается благодаря связи между плечами и бёдрами. Бросается в глаза смысловая наполненность формы: правая нога пустая и готова нанести сметающий удар.
Неточности при выполнении форм
А теперь позвольте привести примеры, в которых видны неточности при выполнении форм. Я взял несколько фотографий в сети наугад – я не знаю этих людей. Хочу сразу сказать, что ни в коем случае не собираюсь насмехаться над людьми. Я хочу лишь продемонстрировать их фотографии в образовательных целях.
У этого мужчины туловище заваливается назад, позиция слабая: если он действительно так ударит ногой, то скорее упадёт сам.
Здесь руки толкают вперёд, попа толкает назад, плечи подняты, локти выпрямлены, нет целостности в действиях.
У этих очаровательных леди "покручены" позвоночники – почти у всей группы. Нарушена связь между бёдрами и плечами.
Тут задняя нога "висит" позади, не участвуя в общем усилии, колено передней ноги слишком "заваливается" вперед (колено заходит за стопу), что со временем может даже привести к серьёзной травме сустава.
Не правда ли, заметна огромная разница между качеством у мастеров и у аматоров? Такие ошибки, к сожалению, не являются редкостью среди занимающихся тайцзицюань, ведь часто люди не имеют возможности заниматься у грамотных инструкторов, или относятся к занятиям тайцзицюань несерьёзно.
В нашем клубе тайцзицюань Ву в Киеве мы посвящаем значительную часть тренировок выстраиванию форм и базовой работе, стремимся непрерывно улучшать качество нашей техники, чтобы правильно понимать тайцзицюань, его внутреннюю суть.