Спонтанные круги в тайцзицюань

4 сентября 2018
Автор: Роман
Раздел: Статьи, рубрики: Фото и видео

Спонтанные круги в тайцзицюань

Перевод статьи Чжан Юна, ученика Ван Пейшэна, объясняющей древний трактат о технике спонтанных кругов в тайцзицюань. Эта техника является ключевой в пекинском направлении тайзицюань стиля У.

Очень важная идея в тайцзицюань – это применение кругов. С момента, когда мы намереваемся сделать форму, до того как она реализуется в движении тела, всё должно быть выполнено в круглой манере. В боевом применении все навыки зависят от комбинации многих различных кругов: делая круг рукой, поворачивая руку, двигая тело как шар и т. д. Об этом сказано: «не может быть боевого мастерства при отсутствии кругов».

Чтобы выразить концепцию кругообразных движений и сил в практике традиционного тайцзицюань, используются некоторые термины: хуан — кольцо, куан — круг, чан — наматывание, гуан — перекатывание, цяо — мяч, сюаньчжуан — поворот, лусюань — спираль, чанси — сматывание шёлка и т.д.

Некоторые школы акцентируют внимание на каких-то подобных идеях в большей мере чем другие, но в принципе эти концепции очень похожи.

Мы можем рассмотреть несколько этих принципов для примера:

1. Строго говоря, круг – это особый тип эллипса в том же смысле, что квадрат – это особый тип прямоугольника. «Круг» – это распространённый термин, используемый в каждодневной практике. На самом деле, он может ссылаться на более широкое понятие эллипса или овала.

2. В реальном использовании мы часто не совершаем полную окружность, а лишь часть её. И опять же, когда мы говорим «квадратный» – мы подразумеваем прямоту, так же говоря «круглый» – мы имеем ввиду дугу или кривую. Другими словами, «круг» не обязательно должен быть в точности круглым.

3. Т.к. наше тело трёхмерное – когда мы делаем округлые движения, применяя овальные позиции нашего тела, мы присутствуем в трёхмерном пространстве, поэтому должны осознавать наши «круги» сферичными. Это объяснение того, что в тайцзицюань называют «движения тела как шар».

Далее в этой статье мы будем продолжать употреблять традиционный термин «круг», описывая различные элипсы, овалы, дуги, сферы и мячи.

4. Все движения в тайцзицюань комбинируются из многих видов круга. Хотя их размер, направление и скорость могут быть различны, они должны координироваться и взаимодействовать между собой. Для примера: в форме "Почистить колено и толкнуть вперёд", где правая рука толкает вперёд в левосторонней гунбу, ваша левая рука должна сделать вертикальный круг, а правая – горизонтальный. В то же время, ваше левое предплечье должно поворачиваться внутрь, а правое – наружу, а тело – немного катиться как мяч. Хотя каждое движение имеет отличительный характер, все они скоординированы и объединены с одной целью – как различные детали автомобиля.

5. В реальном применении мы часто используем не один круг, а множество кругов различных форм, размеров и направлений в один и тот же момент. Нет чётких правил, сколько их использовать, и как они комбинируются. В традиционной практике эта концепция называется луан хуань (乱环) — спонтанные круги. Здесь «луан» означает случайность и спонтанность, а «хуань» – круг или кольцо. Это подразумевает, что нет заранее разработанных методов или стратегий – всё случается само собой и зависит от текущих обстоятельств.

Круглые движения

Основная причина использования кругов в боевых искусствах высокого уровня – свойства окружности: изменение силы из одного момента к другому – минимально. Существует множество основных применений в бою, особенно в области изменения:

1. Для нас: Переход из одного движения в следующее – более равномерный, плавный. Из-за инерции обычно требуется больше энергии, чтобы изменить направление высокоскоростного прямолинейного движения. Но изменение движения по дуге реализуется проще, и потеря энергии при изменении – минимальна. Так как трата энергии минимальна, то нам гораздо проще оставаться расслабленным. Поэтому можно сказать, что это наиболее эффективный способ изменять направление силы.

2. Для оппонента: В бою нужно всегда отвечать в соответствии с любым изменением, совершаемым противником. В первую очередь, требуется осознание этих изменений. Когда мы двигаемся в круговой манере, наши изменения минимизированы. Таким образом, мы совершаем действия по обнаружению изменений и затрудняем это для нашего противника.

Сравните движения в прямом направлении и круговые. В движении прямо – изменения инерционные и очевидные. Двигаясь в округлой манере, мы избегаем тяжести угловых изменений: все меняющиеся движения могут быть плавными и постоянно связанными, будто это одно движение. И эти изменения движений сложней обнаружить.

3. В любой ситуации реального боя, изменение направления – это аксиома. Для примера: если вы уже двигаетесь по прямой линии, и нужно изменить направление влево, то попытка изменить угол атаки будет медленнее, чем если вы будете «срезать углы» нового вектора атаки. Кроме того, искусно выполненные круговые движения усложняют задачу обнаружения изменений противнику. Из-за того, что движение идёт окружным путём, мы можем проходить расстояние гораздо быстрее, чем если бы тратили время на острые углы. При круговом движении нам не нужно ждать, когда движение закончится, перед тем как начать новое движение.

4. Используя круговое движение, мы не только ускоряем общее движение, но также становимся более гибкими. Под гибкостью понимается возможность делать изменения быстро. С использованием кругов нам легче изменять направления, так как используется меньше энергии.

5. Круги предоставляют лучший контроль. Если мы не контролируем скорость, то это легкомысленно и на самом деле опасно. Огибанием углов и созданием пологого пути мы получаем возможность более простого контроля над направлением и скоростью.

6. Круги экономят время, в отсутствии тяжелых и неестественных углов в наших движениях. Накопление и реализация энергии могут быть совершены за один и тот же круг.

Соединение ума и тела

Красной нитью во всех китайских боевых искусствах проходит идея гунфу. Хотя на Запад этот термин пришел связанным с боевыми искусствами, на самом деле он означает долгую практику: другими словами, это связано с практикой основ или базовых навыков, на которых основаны более продвинутые способности.

Гунфу можно достичь во всех видах деятельности – будь то математика, музыка, искусство или верховая езда — любой из них имеет своё тело для практики гунфу. Круговое движение – один из аспектов гунфу в тайцзицюань. Самой базовой частью этого является реализация кругов при помощи тела. Вначале эти физические круги являются очень важной частью изучения круговых движений тайцзицюань.

Чтобы сказать, что мы практикуем тайцзицюань, принципы тайцзи должны применяться в тренировках тайцзицюань. Это может показаться очевидным, однако спустя время границы того, что является и не является тайцзи, становятся более размытыми. По мере того как великие мастера уходят, основная масса занимается тем, что они называют «тайцзицюань» – но это на самом деле мало напоминает первоначальный объём знаний тайцзицюань. Круги – это сердце принципов тайцзицюань, и только в том случае есть возможность применить принципы тайцзицюань, когда как тело так и мысль хорошо связаны в исполнении кругов. Говорят, что один круг – это и есть Тайцзи. Точно так же, как и физические движения, круги тайцзицюань в сознании должны быть спонтанными и практиковаться без особой последовательности. Как только физические круги освоены, всё больше и больше мысленные круги становятся ключевыми – более важными, чем физические. Физический круг является базой для способностей более высокого уровня — ментальных. В качестве тренировки вам нужно использовать практику физического круга, чтобы освоить круг мысли. Тогда в применении круг мысли будет естественно вести все круглые движения.

Спонтанные круги – динамические, не статические. Круги должны поворачиваться и изменяться гладко и естественно, никогда не останавливаясь. Личное мастерство в тайцзицюань может оцениваться по исполнению спонтанных кругов. Чем больше кругов вовлечено и больше изменений сделано – тем выше уровень мастерства.

Классика о практике кругов

Есть много письменных упоминаний о практике кругов в классических текстах тайцзицюань. Наиболее известное из них – «Метод спонтанных кругов», переданное У Мэнся. У был известным мастером внутренних боевых искусств. Он изучал Синъицюань и Багуачжан у Хан Муся и Гао Ишэня, и тайцзицюань у Ню Лянюаня.

Говорят, что Ню Лянюань получил фамильные секреты семьи Ян – классические поэмы тайцзицюань – от его мастера Ян Баньхоу. Это девять поэм, названных «Формулы девяти ключей». Ню в свою очередь передал эти поэмы У Мэнся в 1920. У держал их в секрете долгое время. В 1940 году У передал три из них У Чжицину. У Чжицин был очень счастлив, потому что понял, что эти формулы очень полезны. В 1943 году У Чжицин опубликовал эти три формулы в своей книге «Ортодоксальный тайцзицюань». Так публика узнала об этих классических формулах впервые. В книге У утверждает, что каждое слово этих поэм очень полезное.

В 1957 году У Мэнся опубликовал свою собственную книгу «Объяснение девяти ключевых формул и восемьдесят одна форма тайцзицюань». В этой книге У раскрыл все девять секретных формул и предложил несколько простых объяснений. У каждой поэмы был подзаголовок. Формула Спонтанных Кругов была одной из них.

Сегодня многие ещё сомневаются, что эти поэмы были переданы Ян Баньхоу, т.к. никто из потомков семьи Ян не имели этих формул, и стиль этих поэм немного отличается от того, как было принято во времена Ян Баньхоу, и считают, что они были собраны поздними представителями тайцзи. Некоторые знатоки предполагают, что базовые идеи могли прийти от Ян Баньхоу, а Ню записал их. Хотя вопрос авторства остаётся открытым, в основном все соглашаются, что эти записи отлично проливают свет на истинную природу практики тайцзицюань.

Название этой формулы – Луань Хуан Цзюэ. Здесь Луань означает нечто, что держится вместе, но без порядка. Хуан означает круг или кольцо. Цзюэ означает формулу. Так, Луань Хуан значит, что может быть много кругов: больших или маленьких, полных или частичных, поворачивающихся в разных направлениях, движущихся с разной скоростью, проявляющихся в различных позициях и в различных частях тела и сознания практикующего тайцзи. Основная идея: эти круги порождаются случайным образом, и шаблон, порядок или какие-нибудь правила – неразличимы среди кругов.

Далее – оригинальный текст от Ню с нашим переводом и объяснением:

乱环诀 (七言八句)
Формула спонтанных кругов (восемь семизначных предложений)

乱环术法最难通,上下随合妙无穷。

Перевод:

Метод спонтанных кругов – один из самых трудных навыков для понимания и совершенствования. Когда ты сможешь соединить их полностью в движении всего тела и при этом следовать за своим противником, ты поймёшь бесконечные возможности в их использовании.

Объяснение:

Метод спонтанных кругов труден для понимания и изучения, потому что нет фиксированных методов для этого. Это не значит, что вы можете делать круги, как вам заблагорассудится. Вы должны создавать круги в любое время в соответствии с обстоятельствами поединка. Это значит, что вам нужно следовать за действиями вашего противника, вы должны хорошо понимать вашего противника – а это зависит от хорошо натренированной чувствительности. Вы также должны поддерживать плавность и соединение, когда выполняете спонтанные круги. Все ваши круги Ци, мысли и внешние физические круги – должны быть хорошо скоординированы. Сделать всё это – не просто. Все искусные возможности тайцзицюань основываются на этой идее.

陷敌深入乱环内,四两千斤招法成。

Перевод:

Вы можете глубоко запутать врага этими спонтанными кругами – тогда сможете успешно использовать четыре грамма силы, чтобы двигать тонну силы.

Объяснение:

«Использовать четыре грамма силы, чтобы двигать тонну силы» – одна из основных концепций тайцзицюань. Эта символическая фраза подчёркивает идею использования малой силы для преодоления большей. Это не означает, что вы можете буквально использовать четыре грамма, чтобы сдвинуть тонну. Практика тайцзицюань служит тому, чтобы постоянно и систематически минимизировать значение силы, чтобы действовать против оппонента в конфликтной ситуации или в спарринге. Необходимо понимать, что минимум силы может на самом деле быть большим. Но если используется не минимальная сила для достижения желаемого результата, это значит, что есть над чем работать.

Одна из ключевых идей тайцзицюань – в том, что когда вы встречаете приходящую силу в «точке контакта», вам нужно создать мяч или круг и использовать немного силы чтобы повернуть этот мяч. Это приведёт к тому, что сила противника отклонится в сторону, теряя сфокусированность на центре вашего тела. Это крутящийся навык. Размер, количество и направление поворота вашего круга – зависят от факторов атаки оппонента. Чем больше кругов вы можете создать спонтанно, тем легче вам защищаться от атакующей силы. Вы можете сделать круги в любое время и в любом месте, где ваш противник атакует – его сила будет растворена при контакте с вашими спонтанными кругами. Таким образом, может быть реализована концепция использования малой силы для преодоления большой.

手脚齐进横竖找,掌中乱环落不空。

Перевод:

Руки и ноги приходят в одно мгновение, слушая в каждом направлении, ваши спонтанные круги не упустят вовлечение противника.

Объяснение:

Этот пассаж описывает интеграцию и координацию рук и ног. Круги не должны ограничиваться только какой-то одной частью тела. Каждый круг объединяет всё тело, даже мельчайший поворот кончика пальца. Все части тела скоординированы и взаимодействуют постоянно. Наиболее сложная часть для координации – это руки и ноги, на чём и акцентируется в тексте. Только когда вы сможете так сделать, идея использования спонтанных кругов будет работать. Нужно помнить, что круги – это движения не только физические, но и вашего духа, мысли и ци.

欲知环中法何在,发落点对即成功。

Перевод:

Если вы хотите получить ключ к успеху для спонтанных кругов, то это следующее: найти правильную точку для освобождения силы, а также правильное место для того чтобы сбросить противника.

Объяснение:

В соответствии с принципами тайцзи, когда вы нейтрализуете атаку оппонента – вы должны атаковать в тот же самый момент. Защита и атака – это две части одного и того же круга, формирующего тайцзи. Другая причина, почему круговые навыки очень важны: спонтанные круги должны рассматриваться как защита и атака в один момент. Если нет атаки – круги не полные.

В атаке важно получить две точки правильно. Одна называется Фа, или Фа дянь – точка, в которую происходит выброс силы, включая время, направление, и вашу позицию по отношению к позиции противника. Другая называется Луо, или Луо дянь – место, в которое вы бросите противника. Это значит, что нужно понимать слабую точку вашего противника и то, как контролировать его. Если вы не можете обнаружить эти две точки – вы не сможете сделать лучшую атаку. Самое важное в этом отношении: занять выгодное положение, контролировать баланс противника и выбросить силу из удобной позиции, бросая оппонента в правильное место, используя оптимальные момент и направление. Все эти аспекты направлены на получение наилучшего результата при минимальной силе.

На видео показано использование некоторых аспектов, рассмотренных в этой статье, на базе 83 форм пекинского направления тайцзицюань стиля У:

Авторское право на перевод принадлежит Клубу У тайцзицюань в Киеве.

twitter.com facebook.com
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.