Теория и практика тайцзицюань
Недавно я спросил мастера Му Ван Чена о восьми усилиях, которые используются в тайцзи-цюань. Это традиционные усилия, которые составляют основной стержень тайцзи. У каждого из этих усилий есть своё название и образ, который связывается с одной из восьми триграмм "Книги перемен" (И цзин). Каждая триграмма обрисовывает характер соответствующего усилия. Вот эти усилия:
- Пэн – "Отражение", связано с триграммой Цянь;
- Люй – "Откатывание", связано с триграммой Кунь;
- Цзи – "Нажимание", связано с триграммой Кань;
- Ань – "Толкание", связано с триграммой Ли;
- Цай – "Притягивание", связано с триграммой Сунь;
- Ле – "Раскалывание", связано с триграммой Чжэнь;
- Чжоу – "Локоть", связано с триграммой Дуй;
- Као – "Плечо", связано с триграммой Гэнь.
На мой вопрос мастер ответил очень оригинально – такой подход очень отличается от того, который описывается обычно в книгах по тайцзи-цюань.
Дело в том, что когда ученик получает от своего учителя понимание тайцзи – это происходит через практические занятия и может занимать многие годы. И когда ученик начинает осознавать тайцзи, то он воспринимает его целостно: понимает все эти усилия и их связи одновременно, не по отдельности. И разделять это понимание на восемь частей не имеет смысла для практического использования тайцзи-цюань.
Можно, конечно, в свободное время для интереса разбирать теорию и определять, какое усилие как называется, но ничего нового (в практическом понимании) от этого занятия ученик не получит. Поэтому высшим приоритетом является овладение искусством внутреннего движения напрямую у мастера, а теория – вторична.
Если человек владеет внутренним движением тайцзи, то показать, чем одно усилие отличается от другого, – не составит для него трудности.
Есть же люди, которые могут перечислить все восемь усилий, а потом попарно сложить из триграмм гексаграммы, и рассказать о 64 усилиях, но показать внутреннее искусство тайцзи не могут. Потому что тайцзи-цюань – это прежде всего практическое искусство.
Поэтому высшим приоритетом является овладение искусством внутреннего движения напрямую у мастера, а теория – вторична.
Очень сомнительная фраза. Мастер Му всегда говорит, что стиль Ву это внутренний стиль. Внутренним стиль можно и овладеть только через самопознание. И именно о самопознание всегда говорит Мастер Му как о высшем приоритете. Мастер передает ученику только направление, теория (кстати передаваемая тоже мастером) подчеркивает и оформляет образ к которому должен стремиться ученик. Направление это ян, образ это инь. А самопознание это и есть тайцы. Самопознание включает и движение по направлению и стремление к образу.
Видите ли, Сергей, я честно поделился тем, что услышал от мастера Му, желая дать пищу для размышлений тем, кто стремится продвинуться на пути тайцзицюань.
Что с этим знанием делать - решать читателям: можно задуматься над идеей содержащейся в этой статье, можно пытаться мне доказать что-то (хотя не я являюсь автором этой идеи), приводя в качестве аргументов какие-то банальности, а можно просто пройти мимо.