Сначала хотелось бы немного сказать, насколько каллиграфия тесно связана с бытом, душой, историей китайского народа. Нам, европейцам, бывает порой сложно представить, в какой мере повседневный быт пронизан письменными знаками и их каллиграфией. Возьмем, к примеру, дом, офис или квартиру: стены гостиных, кабинетов и спален украшают каллиграфические свитки, содержащие цитаты, классические стихотворения, знаменитые изречения, особо импонирующие хозяину. Вообразите стены вашего жилья с нашими любимыми цитатами вместо картин или фотографий…
В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии. Мастера Чань видели в каллиграфии метод обретения просветления – самадхи. Даже исторические коллизии ХХ века не смогли оспорить традиционную оценку каллиграфии «как первейшего вида искусства для воспитания личности».
В современном Китае в фотоальбоме новорожденного младенца старший член семьи первым делом обязательно каллиграфически выводит пожелание вырасти образованным и достойным человеком, а иногда первые состриженные волосы младенца родители отдают мастеру для изготовления кисти (конечно, такая кисть только сувенир и символ родительских надежд, что повзрослев ребенок приобщится к культуре).
Главный праздник весны – китайский новый год – «закодирован» в каллиграфических пожеланиях успеха и радости, на наволочках подушек новобрачных вышивается парный иероглиф «двойная радость», на дни рождения везде развешиваются иероглифы «долголетие», а когда человек уходит в мир иной, на надгробной плите высекается его биография, в стиле каллиграфии известных мастеров.
В старину по почерку девушки могли судить о ее красоте и воспитанности. По манере письма человека до сих пор говорят о его культурном уровне, эрудиции и глубине мысли. Рассказывают, что китайские «нувориш» первым делом стараются взять уроки у известных мастеров, чтобы при случае блеснуть изящным росчерком, ибо образованность уважаема не менее состоятельности.
Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщаются еще в начальной школе. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства. Такой «багаж» служит человеку всю жизнь. Многие люди всю жизнь не оставляют этой практики, считая ее отрадой для души и способом самосовершенствования.
Очень многие китайские мастера каллиграфии сохраняют творческую активность до глубокой старости, их отменная физическая форма, бодрость духа и ясность ума для их соотечественников являются высшим критерием правильно прожитой жизни.
История стилей – это история Китая, судьба страны сохранившей настолько уникальную культуру, что даже древние стили письма в исполнении современных мастеров наполнены свежей энергией и жизнью. Это не просто предметы эстетического любования – при желании они могут превратиться в «послания духа» прошлых эпох, ибо каждый «мастер продолжает жить в своей каллиграфии».
В этот раз мы каснемся основных стилей для понимания того, насколько каждый из них укоренен в своей исторической почве и одновременно самобытен и открыт для творческих интерпретаций. Иллюстрациями к тексту служат свитки выдающегося китайского каллиграфа, нашего современника, Хуан Ци, потомка знаменитого каллиграфа 11 в. Хуан Тин-цзяня.
Итак,
Чжуаньшу
Архаическое письмо «древних печатей». В этом стиле выполнены письмена на гадательных костях животных и панцирях черепах, надписи на ритуальных бронзовых сосудах, оружии, музыкальных инструментах. Отличительная особенность – господствуют пиктографические изображения. Каждый знак является как бы самодостаточной сущностью, маленьким завершенным телом.
Помните, в фильме «Герой» с Джетом Ли иероглиф «Меч» записан этим стилем.
Мастер Хуан Ци отдает предпочтение этому стилю и особенно версии «стертых железных алебард (те цзи моша ти)», в который делались надписи на боевом оружии середины I тысячелетия до н.э. Каллиграфия как бы передает фактуру стертого от частого употребления металла, что в техническом плане достигается концентрацией густой туши, неровные края знака придают ощущение старины.
Почерк чжуань-шу дает возможность современному каллиграфу работать с древнейшими формами архетипов национальной культуры. Так, мастер Хуан Ци дает свое истолкование древних символов. В свитке «Сердце отрока» в нижнем знаке синь («сердце») он подчеркнуто удлиняет элемент, изображающий аорту, тем самым, перемещая акцент с темы пульсации на тему циркуляции. Две верхние черты, изображающие предсердия, раскрывают знак в сторону верхнего иероглифа тун («отрок»), главным элементом которого является знак «глаз». Так создается доминантная тема открытого восприятия мира, свежего, живого взгляда юности, который всегда столь же нов, сколь и древен в своей первичности.
Хуан Ци – «Сердце отрока» (Тун синь), 1993 г.; почерк чжуань-шу
«Ясность и чистота»
Лишу
«Писцовое», «деловое» письмо. В правление первого императора Цинь Шихуанди один чиновник по имени Чэн Мяо предложил ввести новую систему письма. С этого стиля начинается письмо открытое и беглое, т.к. с ростом объемом делопроизводства возникла необходимость в более быстром и простом записывании знаков. Этот стиль лег в основу современной письменности. В эпоху династии Хань (207 г. до н.э.-189 г.н.э.) лишу становится господствующим стилем написания всех деловых бумаг (отсюда название). Графически появляются линии разной толщины, упрощается пиктографические формы иероглифов, линии как бы расплюснуты и вытянуты. Из этого стиля впоследствии развилось чжэнцао (регулярное) и куанцао («бешеное травянистое») письмо.
Кайшу
«Образцовое письмо». Иероглиф «кай» означает «образец», «норма». Это на протяжении более 1000 лет основной стиль письменности. Родоначальником считается каллиграф по имени Чжун Яо. В стиле «кайшу» был особенно искусен Ван Сичжи, самый знаменитый каллиграф Китая, живший при династии Восточная Цзинь (317-420). Его каллиграфией восхищался танский император Тайцзун, который тоже был выдающимся каллиграфом своего времени. Не жалея сил и затрат, Тайцзун собирал подлинные свитки, которых коснулась кисть Ван Сичжи и ревностно копировал их. Сановники двора отдали приказ о копировании каллиграфического стиля Мастера, и таким образом обычай копировать произведения великих каллиграфов дошел до наших дней. В наши дни этим стилем пишутся названия книг и газет, деловые бумаги, новогодние парные поздравления, вывески магазинов, надписи на зданиях.
Синшу
Полускоропись – «ходовое» или « бегущее письмо». Сложился на основе кайшу накануне падения Ханьской империи благодаря каллиграфу Лю Дэшэну(60-90 гг. II века). Этот стиль занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Основные черты: точка и следующая черта пишутся без отрыва руки, под довольно большим наклоном, знаки плавные, изящные, хорошо различимы. Замечательным образцом каллиграфии в этом стиле является «Беседка орхидей» Ван Сичжи (об этом шедевре поговорим отдельно).
Ныне стиль синшу употребляется в повседневной письменной речи, эпистолярном жанре.
Хуан Ци – «Единство плоти и костяка сравнимо с крепостью сизых гор» («И шэнь гу и цин шань цзянь»), 1994 г., почерк синшу.
Цаошу
Скорописный стиль, буквально «травяное письмо». В этом стиле знаки образуют как бы единую вязь, кисть не отрывается от бумаги, некоторые элементы сознательно опускаются, поэтому знаки трудны в различении. Стиль цаошу считается самым сложным для освоения. Но как раз его «неистовая неукротимость», возможность дышать с ветром и петь с потоком так привлекала приверженцев фэн лю. Именно этот ритм больше всего сравнивали с битвой холодным оружием, где кисть движется, словно пронзая и срезая как клинок, острый и сильный, с походкой породистых лошадей, чистокровными скакунами, бесстрашно рвущимися в бой, «то наступая, то отступая, безразличных к хлысту и удилам», гармонией несовпадений, которая присуща самой жизни, как она есть.
Хуан Ци – «Долголетие» (Шоу,) 1993 г.; почерк цао шу
Стили синшу и цаошу называются «тянущейся шелковой нитью». Если в стилях чжуаньшу и лишу на написании иероглифа уходит 1-2 минуты, то в скорописных цаошу и синшу кисть не просто движется – она стремительно летает, рождая иероглиф за несколько секунд.
Хуан Ци – «Ход небес укрепляет» (Тянь син цзян); почерк куан-цао