История чаепития в Китае имеет очень древнюю историю. По большей части он был лечебным и мистическим напитком: в некоторых текстах рассказывается, как после принятия определенным образом заваренного чая даос переносился на Пэнлай – обитель бессмертных. Согласно даосскому учению о соответствии вкуса определенному органу, чаю отводится роль подпитки для сердца, вместилища духа шэнь. «Так как сердце любит горький вкус, ваш дух и ваша энергия будут восстановлены посредством частого употребления чая».
Пить чай становится обычаем на заре нашей эры, при Танах он входит в моду при дворе и среди простых людей. Тогда чайные листья обрабатывали паром и спрессовывали в брикеты, а чай пили, кстати, с добавлением соли и мяты. При династии Сун становится популярным порошковый чай, который заливался кипятком и после настаивания взбивался венчиком (традиция, ныне утраченная в Китае, но процветающая в японском пути чая).
В китайской традиции чай занимает особенное место. Даже не касаясь дзенских историй (на них бы ушла вся статья) типа «выпей чая, сынок» и все… дальше просветление, представим обычную сценку из повседневной жизни – визит к другу. Первое, что полагалось в таких случаях после обмена любезностями – предложить чай. Гость и хозяин усаживаются не лицом к лицу, а рядом, их взгляды не встречаются, они смотрят в сад, что еще нужно тем, кто вместил в себя вселенную, несколько глотков чая… и теперь приличия допускают начало беседы…
Конечно, заваривать чай водой «сливовых дождей» – как советуют первоисточники – и просто дождей, можно и сейчас, но точно не в Киеве и даже не под Киевом. Есть кофе, о, слава Богу, есть кофе и кофеварка, когда у тебя на сборы всего полчаса, а достичь свободы так надо… Есть мате, есть еще много чего хорошего в современном мире. Но… да простят меня поклонники всех видов достижения свободы: только чай, на мой взгляд, способен стать проводником в мир тишины.
Да, посетить то чайное действо, которое неправильно зовется «церемонией», можно, если сильно представить, что мы в Японии, в маленьком заброшенном домике посреди игрушечного сада – как в мультиках Миядзаки. Вместе с мягкими лучами солнца сквозь затянутые бумагой перегородки, неказистыми цветами, с достоинством несущими свой пост в потертой вазе, – слушаем, о чем говорит вода в очаге, шелест шелкового платка едва касающегося тонюсенькой бамбуковой ложечки, шуршание плотного шелка кимоно, мягкие скользящие шаги по тростнику татами. Глаза отслеживают, как насыщенно зеленый порошок соединяется с водой и, взбиваясь, превращается в пенистый напиток, три глотка которого способны умиротворить, поменять внутри тебя небо и землю. Маленькая комнатка становится большой, уже не больно сидеть на пятках, сложное становится простым, потертое временем – священным артефактом; но тоже в простоте как бы этого не замечая, разные темпераменты перемешиваются, и вот незнакомые люди ощущают родственность, но без вспышек братания, весь воздух пронизан тончайшим ассистом энергий, мир обретает гармонию – вот это «путь чая», а не церемония.
«… И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты… » Неважно, где мы географически пьем чай: электрочайник заменит очаг, простая коробочка – лаковую чайницу. Если мы стремимся услышать, то это уже путь чая. На занятиях в форме мы учимся слушать тишину, в туйшоу мы учимся слышать другого человека. И когда эта реальность станет нашей – возможно, мы по-настоящему сможем вместить иное пространство, неведомую нам вселенную, энергию камня, дерева, земное тепло керамики, движения рук мастера. Тогда не будет необходимости в пространных комментариях категории ваби, внутренний слух укажет на потаенную красоту, спрятанную от пошлых глаз, – красоту, которую можно увидеть только внутренним зрением, интуитивно нащупать ту воду, которая течет в «жизнь вечную». А пока можно просто наслаждаться невероятно вкусным и полезным для здоровья Чаем.
P.S. Рекомендации для особ, жаждущих достичь истинного просветления:
«Постарайся достать небесно-голубую вазу из Нисинь. Наполни ее водой из снега, собранного на восточном склоне горы Сушань в час, когда солнце начнет всходить. Поставь вазу на огонь из кленовых веток, уложенных на старый мох, и дождись, когда вода начнет смеяться. Затем налей ее в чашку «хуань-ча», положи туда несколько листочков чая; накрой чашку лоскутом белого шелка, сотканного в Хуашань, и жди момент, когда в комнате твоей разольется аромат, равный аромату садов Фэньльо. Поднеси чашу ко рту и закрой глаза. Вот ты и в раю.»
Ван Цзи (723-757)