Существуют китайские легенды, в которых утверждается, что игра Вэйци (Го) досталась людям от драконов. Японские бизнесмены, древние китайские полководцы из легенд, утонченные восточные шпионы и политики из классической литературы играют в эту игру в перерывах между смертельными схватками. Игра, которая учит гармонии и силе, которая совершенствует человека и делает его мудрее. Эта игра раскрывает нам законы этого мира, тайны управления Пустотой; в ней заключены образы, в ней заключены семена. Играйте, и все равно кем Вы станете – драконами или тиграми.
Мой учитель как-то сказал, что между Вэйци и Тайцзи есть много общего, и общее между ними – то, что и в основе Тайцзи, и в основе Вэйци лежит философия. Имея счастье заниматься Тайцзи у опытного наставника, во время игры в Вэйци я замечал, что многие идеи Тайцзи очень недвусмысленно перекликаются с идеями Вэйци. Можно сказать, что существуют некие принципы правильного поведения – или, выражаясь терминами Тайцзи, – принципы правильного использования энергии, которые позволяют добиться победы. В этой статье я хотел бы описать некоторые из этих базовых принципов с примерами на доске.
Начнем с основ.
Итак, в Вейци игра происходит на доске, расчерченной девятнадцатью линиями, пересекающимися с другими девятнадцатью. Вдоль этих линий течет ци. Камень, который может быть выставлен каждым из двух игроков, ставится на пересечение линий. Таким образом, камень может дышать (использовать ци для поддержания своей жизни).
Камень на рисунке имеет возможность дышать в четырех направлениях – или, как говорят, "имеет четыре степени свободы".
Рис 1.
Теперь камень противника стоит напротив нашего камня, перекрывая течение ци с одного из направлений. Теперь у камня только три степени свободы. Это положение показано на рисунке:
Рис 2.
Если камень потеряет все четыре направления, то он не сможет дышать и прекратит свою жизнь на доске. На рисунке видно, как происходит захват камня. После захвата камень снимается с доски.
Рис 3.
Если два или несколько камней стоят на одной линии (соединяются каналом ци), то эти камни образуют группу, то есть отдельную единицу, окружить которую можно, лишь лишив всю группу степеней свободы.
На рисунке показана группа из трех камней и ее захват.
Рис 4.
Один из основных принципов Тайцзи – это "Удобство". Удобство – это состояние энергии, когда у человека в любой ситуации существует возможность двигаться во всех направлениях. Когда человеку неудобно, то степеней свободы у человека становится все меньше и меньше. Остаются только те направления, которые выгодны противнику. В таком состоянии человек полностью управляется противником, теряя свободу.
В таком состоянии вы не знаете противника, а он знает вас, – это поражение. Развивая группу, нужно думать об удобстве и обеспечивать влияние на доске, не забывая о возможности для группы выжить.
Победителем в игре становится тот, кто получил больше очков. Очки – это сумма убитых (снятых с доски камней), пленных (камней, группы которых не смогут выжить и погибнут при дальнейших действиях противника) и захваченной территории (окруженной части доски, в которой противник не может развить жизнеспособные группы).
Кроме этого, существует правило "Ко", которое выручает в ситуации когда создается положение бесконечной борьбы за один камень. На рисунке показана ситуация, при которой игра зацикливается и может не завершиться никогда, если бы не правило "Ко", разрешающее делать рассмотренный ход только через раз. Таким образом, у игрока есть возможность закрыть слабое место, устранив возможность бесконечного повторения.
Рис 5.
Как видите, правила просты, но возможности бесконечны. Игре посвящают десятилетия, – и игра возвращает сторицей.
Великолепная статья. Обязательно приду к Вам. Интересно Тайци и Го так как Вы описали.
Рудольф:
Добро пожаловать!