Клубные соревнования по туйшоу. II полугодие 2019
В даосском трактате Чжуан Цзы при помощи простого образа: пловца, погружающегося в бурный водный поток, в который «не осмеливались заплывать ни рыбы, ни черепахи», описаны важнейшие концепции даосизма. На эти концепции опирается искусство тайцзицюань, реализуя их на практике. Вот этот фрагмент:
Конфуций увидел в бурных волнах плывущего человека. Решив, что кто-то задумал таким образом покончить с жизнью, он послал учеников спасти несчастного. Но в ста шагах вниз по течению незнакомец сам вышел на берег и пошел вдоль реки, распустив волосы и весело напевая. Конфуций догнал его и спросил:
- Я думал поначалу, что передо мной дух, а теперь вижу, что вы - живой человек. Позвольте спросить, есть ли у вас, великого пловца, свой Путь?
- О нет, у меня нет Пути. Я начал с того, что было мне дано от рождения, вырос в том, что угодно моей природе (Син), и достиг зрелости в том, что является моей судьбой (Мин). Я вхожу в воду с течением, увлекающим на середину реки, и выхожу с течением, несущим к берегу. Я следую движению вод и не навязываю волнам свою волю. Вот как я удерживаюсь на плаву.
Пловец спокойно себя чувствовал в опасном потоке благодаря тому что не боролся и не сопротивлялся, а использовал силу воды с целью достичь берега. Поэтому то, что для других является опасностью, искусному человеку служит опорой.
Это перекликается со строками древнего буддийского поэта Иккю Содзюну:
«Если нахлынет неудержимый поток, с ним не сражайся, силы напрасно не трать, лучше доверься волнам»
Так и в туйшоу: искусный человек опирается на приходящую силу оппонента и использует её для достижения собственного удобства. Сила противника, как бурная вода — непредсказуема и коварна, но специалисту тайцзи она помогает.
Так реализуется Цзыжань — естественная и спонтанная реакция на события. Этого не достичь, пока сознание закрепощено формальными правилами. Например, когда человек думает: «А грандмастер [Имярек] говорил, что палец надо держать вертикально, а уши — горизонтально», его сознание будто сковано панцирем черепахи (которая опасается нырять в бурный поток, так как слишком медлительна и не способна правильно реагировать).
Чтобы достичь такой естественной и быстрой реакции, которая описывается в трактате мастера У Гунцзао как высочайшее мастерство "срывать пену с волн", нужно отбросить закрепощающие размышления, а оставить то, что называется гунфу — интуитивное понимание принципов, которое исходит из собственного опыта.
Посмотрите видео острых моментов с недавних соревнований Клуба У Тайцзицюань в Киеве по туйшоу, где мы используем описанные в этой статье идеи на практике: