Ребята спрашивают, почему рубрика названа непонятным словом «фэн лю». Было несколько вариантов, но все они недостаточно отвечали нашему с учителем замыслу того, что мы бы хотели вам передать. Можно было бы назвать просто «Китайская каллиграфия» или «Светлый источник», но хотелось, во первых, избежать просто любопытных статей, которых и так можно найти предостаточно… Во- вторых, эта рубрика, собственно, не только о каллиграфии, традиционной живописи, но еще о пути чая, возможно о садах, традиционном театре – об особом отношении к жизни, известном в Китае как стиль фэн лю. Понимание фэн лю выходит за рамки восприятия чистого искусства, оно глубоко укоренено в даосской, буддийской, конфуцианской философии. Оно оперирует категориями «Дао», «Ци», «Шэнь» применительно к свитку живописи, пейзажу, литературному произведению. Слово это буквально переводится как «Ветер и поток», где первый иероглиф «Фэн» (хорошо знакомый нам по слову Фэн шуй) означает ветер, который в понятиях китайской философии отождествлялся с круговоротом Ци на всех уровнях – в человеке и во Вселенной, а второй иероглиф «Лю» означает поток, движение, и ассоциируется с потоком воды, ее течением – свободным, мощным, изменяющимся, метафорой Дао. Это некий эстетический идеал, стиль мышления, стиль жизни творческой элиты старого Китая (3-17вв), стиль столь рьяно воспринятый японцами (Фу рю), что стал одной из главных черт их национального характера – восприимчивость и чуткость ко всему прекрасному, воспитание своего сердца через призму такого созерцания.
Фэн лю сформировало категорию людей – художников и литераторов «вэньжэнь» (в пер. «Интеллектуалы», «образованные люди»), сыгравших значительную роль в классической китайской культуре, сравнимой для нас с творчеством людей эпохи Возрождения в Европе. Философия фэн лю стала плодородной почвой, на которой выросла и расцвела школа «вэньжэнь хуа» («Живопись художников-литераторов»), для которых фэн лю становится таким стилем жизни, где все было согласовано и осознанно – окружение, поведение, беседы с друзьями, медитативные практики, прогулки в горы (Семинары на природе ;) ). Это отношение к жизни служило одним из способов обрести истинную мудрость и вдохновение, «очистить сердце и освежить глаза». А обрести их можно только почувствовав гармоничное созвучие с мирозданием, его ритмом и согласованностью вещей в целостной вселенной, которую вбирает в себя человек-художник, пребывая в центре этой сложной системы. Близки ли нам идеалы фэн лю?
… Подобно нам, они, исполняя различные обязанности по службе, были людьми занятыми. То есть творили они в свободное время не ради академических изысканий и статуса профессиональных художников и литераторов. Более того, их произведения были слепками их душ, способом найти подлинное «я» в различных проявлениях творческой Энергии, которую они взращивали. Один из ярких мыслителей 4-5 вв нашей эры Цзун Бин так писал об этих поисках:
«Живя на свободе, я питал свой дух, опустошая чаши, играя на цине; сидя в медитации перед живописным свитком, я охватывал пространство до четырех границ мира. Я никогда не ставлю преград щедрости полученных побуждений. Я создаю только эхо на зов одиночества. Я отвечаю на голоса вздымающихся вершин, на голоса лесов, окутанных облаками, расстилающимися вдали. Святые и мудрецы являются мне в зеркале минувших династий, и многообразные прелести мира открывают их духовный смысл. Что мог бы я сделать сверх этого?»
«Общение с подлинными творениями искусства, ощущение глубокого духовного родства с лучшими людьми прошлого – вот смысл жизни», – писал в 11 веке Ми Фу, величайший художник и теоретик искусства эпохи Сун.
Судите сами…
(использованы материалы книг Е.В. Завадской)